Как подружить отдел маркетинга и отдел продаж
Вражда между маркетингом и продажами. Это самое частое, что мы видим, приходя в компании, и сегодня вместе с вами подумаем, как их помирить. Может, новогодняя атмосфера в этом поможет
“Продажники не продают”, а “маркетологи гонят плохих лидов”. Если бы такие заявления не поступали уже уставшему руководителю, проблем бы не было, и мы, как агентство, возможно, были бы не нужны . На самом деле, порядок в работе помогает решить проблемы лучше, чем многие аудиторы и консультанты.
Начнем примирение с базовых функций:
Продажи работают “в полях”, они в постоянном прямом контакте с клиентом. Пробивают остатки защиты в его голове и приносят вам выручку.
Маркетинг - надежный тыл. Они делают всё, чтобы отдел продаж продавал больше, быстрее, дороже и чаще. А еще помогают бизнесу строить верный курс на основе аналитики.
Они могут работать друг без друга, но очень неэффективно, ведь каждый в стратегии компании отвечает за объемный кусок работы. Да и построение самой стратегии невозможно без опыта обоих отделов.
Копнем глубже. Весь их бизнес-процесс построен на сопровождении клиента. И маркетолог и продавец ведут клиента за ручку по одному маршруту, но на разных этапах. "Подстилают соломку" где надо и подпихивают его, если тормозит.
Если этот маршрут разбить на этапы, будет видно, что продажи должны отвечать не только за сбыт, а например, еще и за качественный сервис. А маркетинг не только за рекламу и трафик, но и за потребительские качества продукта. Они пересекаются и им нужно постоянно обмениваться обратной связью.
По нашему опыту, лучший способ наладить связь и не получить в ответ фразу "Зачем мне вообще их слушать", брошенную в сторону любого из отделов, - построить карту пути клиента (CJM). Обучить работе с ней и постоянно улучшать. Станет понятно, какую ответственность несет каждый специалист и что обмениваться данными не стыдно, ведь у каждого разный опыт. Подробнее о CJM мы расскажем уже в 2023.
Да, мы не живем в мире розовых пони и радуги. Везде имеет роль человеческий фактор, особенно в компаниях со слабой корпоративной культурой. В таких случаях напоминаем, что "по шапке" от руководства получим с продажами за одно и то же.
“Давайте жить дружно” - говорил Кот Леопольд. В развитии отношений помогают не только "тимбилдинги". Маркетинг и продажи обладают разными знаниями, но решают смежные задачи, поэтому стоит задуматься о внедрении в компании культуры мозговых штурмов. На первое время с незаинтересованным куратором, а позже они смогут и самостоятельно решать задачи. Такой подход помогает не только быстрому принятию решений, но и укрепляет рабочие отношения.
Бизнес - большой механизм, состоящий из небольших процессов. Маркетинг в той или иной степени охватывает каждый из них, даже если об этом не всегда задумываются. Маркетинг может (на определенном уровне развития даже должен) начать работать с производством, HR, юристами и фин. отделом с целью повысить общую прибыль.
Так что задача, если вы руководитель, за праздничным столом окружить маркетинг спецами из других отделов
Почему агентству надо видеть цифры
Сегодня в очередной раз столкнулись с отказом показать выручку или дать обратную связь по фин. показателям (как будто это что-то непристойное). При этом соглашение о неразглашение и договор уже подписаны.
С чего начать систематизацию маркетинга?
С понимания цифр. Первое что должен сделать руководитель - создать прозрачную систему отчетности в отделе маркетинга. Наша работа на комплексных проектах начинается именно с этого, иначе работу можно сразу считать провальной. Без цифр невозможна оптимизация, но их не должно быть много.
Как правильно слить бюджет на маркетинг
Следовать подходу, которому учат бизнес-консультанты не из мира маркетинга:
Выделяешь 3-5% от вала – компания стагнирует;
6-7% - уже чуть-чуть растет;
8% и более – растешь, как на дрожжах!